«Настоящая красота — в простоте». Правила дизайна Джони Айва

Ничто не вечно. И все равно тяжело поверить в то, что Apple останется без Джони Айва. 28 июня главный дизайнер Apple объявил, что через несколько месяцев уйдет из компании, чтобы развивать собственную дизайн-студию LoveFrom.

Когда Стив Джобс в 1994 году вернулся в Apple после изгнания, он обнаружил в ней гору хлама (почти все продукты, которые компания выпустила в его отсутствие, с треском проваливались) и одну жемчужину: молодого британского дизайнера, перебравшегося в Калифорнию двумя годами ранее. Вскоре Айв возглавил команду промышленных дизайнеров и начал придумывать вещи, каждая из которых стала золотым стандартом.

Когда не стало Джобса, фанаты Apple успокаивали себя тем, что в компании продолжит работать человек, благодаря которому iPhone, MacBook, iPad и iMac выглядят и ощущаются именно так, а не иначе.

В интервью The Financial Times Айв сказал, что команда из 20 дизайнеров, которую он оставляет после себя, сможет обойтись без него. Говорят, он давно собрался на выход и в последние несколько лет появлялся на работе не чаще двух-трех раз в неделю. Можно его понять: 30 лет на одном месте — тяжелое испытание.

Может быть, Apple пойдет на пользу появление нового креативного лидера (кто им станет, впрочем, пока непонятно). Может быть — нет. Об этом резонно будет судить только через пару лет, когда начнут появляться устройства, созданные без участия Айва. Пока же мы отдаем должное выдающемуся творцу, вспоминая его мысли о природе дизайна.


«Нас окружают сотни, миллионы вещей, которые своим видом наглядно показывают: компаниям, которые их произвели, было совершенно наплевать на своего покупателя».


«Мы никогда не обращаемся к фокус-группам. Фокус-группы нужны, чтобы никого не задеть, сделать максимально толерантный продукт».


«Настоящая красота — в простоте. В ясности, в эффективности. Настоящая простота — нечто гораздо большее, чем просто отсутствие украшательств. Она — в умении упорядочивать сложные вещи».


«Если ваши идеи по-настоящему инновационные, вам незачем искать прототипы и на что-то ссылаться»


«[Китайские копии] — это не лесть для Apple. Вот вы придумываете что-то сами, тратите на воплощение идеи семь-восемь лет, а в один прекрасный день видите, как кто-то её копирует. Это воровство и лень. И это вовсе не ок».


«Пользователи приходят в отчаяние от продуктов, которые их окружают. Мы все стараемся убедить себя, что проблема в нас, а не в вещах. Но когда инструмент сломан, и мы сами чувствуем себя разбитыми».


«Когда что-то работает и притом работает интуитивно понятно — это и есть красота».  


«Я хочу знать, как и для чего работает конкретная вещь, из каких материалов ее можно сделать ещё до того, как я даже помыслю о ее внешнем виде».


«Пользователи на самом деле очень проницательны, они всегда чувствуют, когда продукт создан с заботой о них, а когда — из цинизма и гордыни».


«Мы зарабатываем, чтобы иметь возможность делать хорошие штуки».